Статья позаимствована на Demiart — Photoshop Форум. Автору (Juvenile Ocean) большое спасибо за дельную статью. Но я несколько дополнил ее, и исправил попавшиеся на глаза орфографические и пунктуационные ошибки. Мои комментарии выделены оформлением.
Статья прежде всего разъясняет, как устроен цвет, который мы видим на фото, а тот кто понимает устройство цвета — получает над ним власть.
Существует теория, согласно которой нынешняя мода на испорченные фотки возникла из-за того, что людям не нравилось видеть себя и окружающий мир в фотографиях глубокого диапазона (HDR) и высокой четкости. Фото должно давать минимум информации, остальное фантазия достроит на базе зрительного опыта. Однако фотки с телефонов будучи весьма унылыми не радовали разнообразием, а улучшать их никакого смысла не было. Вероятно отсюда родилась идея испортить их еще больше, превратить недостаток в преимущество. Первенство в освоении обозначенного спроса принадлежит вовсе не флагманам компьютерной графики, а социальным сетям типа Хипстаматика и Инстаграм. Флагманы как видите до сих пор в стороне.
Данная статья нацелена на объяснение основных принципов управления оттенками изображения. Принципы довольно простые, но в многочисленных исполнениях заявок на художественную цветокоррекцию используются неуправляемые подходы найденные, очевидно, методом ненаучного тыка. Научиться управлять процессом тонирования в принципе очень просто, сложности возникают из-за того, что каждая фотография характеризуется сугубо индивидуально, то есть начальные условия для цветокоррекции всегда и постоянно разные. В следствие чего не может существовать готовых инструкций и количественных параметров которые можно было бы повторять, получая предсказуемый результат. Одинаковые параметры для разных фотографий дают разный результат, предсказать который невозможно.
Однако уяснив основные принципы можно научиться управлять любыми начальными условиями, получая то, что именно и было задумано.
Теория
В природе цвет это непрерывный спектр частот, излучаемый или отражаемый физическими телами в пространстве. Каждый атом вещества излучает строго определенный набор частот, который невозможно воспроизвести отличным от данного атома атомом. Можно записать спектр частот освещенного солнцем песка, но воспроизвести его без солнца и точно такого же песка невозможно. Поэтому для воспроизведения цвета человек изобрел способы обмана зрения. Глазу подсовываются похожие спектры, порожденные совсем другими веществами на экране монитора или листе фотобумаги, и мы видим песок под солнцем.
Основа такого обмана — это разложение всего спектра видимых цветов на несколько областей с явно доминирующим цветом. Например на красную, зеленую и синюю области. Red, Green, Blue, или RGB. Аналогично устроено зрение человека. В сетчатке глаза кроме чувствительных только к яркости клеток (палочек) имеются три сорта клеток (колбочек) каждый из которых наиболее чувствителен в своей зоне спектра — красной, зеленой и синей.
Аддитивная модель цвета. Основные цвета: Красный (Red), Зеленый (Green) и Синий (Blue); дополнительные цвета: Желтый (Yellow), Розовый (Magenta), Голубой (Cyan). Каждая пара основных цветов дает один дополнительный. Все три основных цвета дают Белый (White). Основной цвет в сочетании с дополнительным называется комплементарной парой: Красный комплементарен голубому, зеленый — розовому, синий — желтому. В свою очередь дополнительные пары цветов будучи смешаны дадут основной: розовый и желтый — красный; голубой и желтый — зеленый; розовый и голубой — синий. Ниже представлена субтрактивная модель цвета.
Полиграфисты не говорят «розовый» и «голубой», и не из-за каких-то предрассудков. На самом деле для понятия «cyan» вообще нет соответствующего русского слова (лакуна). Magenta же переводится как пурпурный, а не розовый, и в таком переводе его используют достаточно часто. Автор статьи, возможно, несколько «не в теме», поэтому и позволил себе нетактичный комментарий по поводу опасений профессионалов. Профессионалы чаще называют цвета либо циан-маджента-еллоу (то есть озвучивают по-английски цвета триады), либо циан-пурпурный-желтый (то есть говорят по-русски, транслитерируя только не имеющий прямого перевода цвет).
Так вот, установив яркость трех основных цветов и смешав их в пространстве, мы получаем ощущение белого. Теперь если уменьшать яркость одного из трех цветов, мы увидим противоположный ослабленному цвету оттенок. В терминах нормализации, где 1 — это максимум, 0 — это минимум, а все остальное — между 1 и 0, белым будет считаться цвет, где: R=1, G=1, B=1. Теперь, ослабив красный до 0.65, мы увидим голубой оттенок вместо белого. Это очевидно даже на словах: красного стало меньше, следовательно спектры зеленой и синей зоны проявились, смешались и дали ощущение голубого оттенка. Упала и интегральная яркость, которая воспринимается тоже как цвет.
Фотографическое изображение состоит из пигментов трех дополнительных цветов (голубой, розовый, желтый — CMY), полиграфическое из четырех — добавляется ключевой цвет (сейчас де-факто принято, что это черный), обозначенный буквой K. Обычное цифровое изображение в компьютере состоит из трех обычных черно-белых изображений каждое из которых обозначает яркости привязанного к нему цвета RGB. Никакой жесткой связи между пикселами канала и цветом не существует, в пикселах никакой информации о цвете нет — пикселы это просто уровни (числа) указывающие, насколько ярким будет связанный с этим пикселом цвет. Вы можете в два счета поменять черно-белые каналы местами и фотошоп не возразит.
Практика
В качестве подопытных животных я намерен использовать уже использованные в качестве исходников и отмеченные как ничьи фотографии в статьях по цветокоррекции на этом форуме, чтобы вы могли сравнить цену и ценность разных подходов. И результат, конечно. Не все ли равно откуда мне брать фотку девушек. А без них никак.
Для того, чтобы работать с каналами без потерь качества, видимых глазу, лучше брать исходный 16-битный файл. Но конечно же надо помнить, что для публикаций 16-битные файлы не годятся, и после проведения всех необходимых манипуляций полученное изображение нужно перевести в 8-битный формат.
Итак, вот что делается в один щелчок мыши в диалоге настройки яркостей выбранного канала. Ровно одного канала, ровно один щелчок:
Уже модно, а пока только один канал, и ни одного дополнительного узла.
В этом месте надо объяснить кое-что. Почему Curves? Потому что это визуальное средство регулирования отношений между тональностями. Ближайший аналог — Levels, но там ровно три ползуна обозначающих светлые участки, средние и темные. В диалоге «Кривые» можно добавить 14 узлов, и всего будет 16. Повышаем модность на базе имеющихся настроек. Попросту меняем их немного. В одном случае добавляем настройку еще в один канал.
Нетрудно заметить, что нижний снимок уже идет по пути ванилизации. Придется сосредоточиться на каждом стиле, поскольку показывать настройки кривых надо по всем 4-м каналам. В смысле 3 цветоразностных (каналы R-G-B) и 1 композитный, то есть общий для всех (канал RGB). Итак, давайте дованилим его:
Вот что значат эти графики на языке дизайнера (слева направо):
- В красном канале делать нечего.
- Добавить в светлые тона розового, который смешавшись с желтым даст что? (См. схему выше.) Правильно — красный. Но поскольку желтого явно больше, то получится оранжевый. Затем ослабить зеленый в тенях, а значит они тоже порозовеют.
- В синем канале уменьшить количество желтого в темных участках и добавить желтый в светлые участки, из средних тонов желтый немного убрать.
- В композитном канале настраиваем раздельно яркости для светлых и для темных участков изображения, то есть, попросту, добиваемся приемлемой яркости и контраста.
Напомню что над изображением в слое «Фон» лежит ровно один корректирующий слой «Curves», снимки настроек которого и показаны вместе с результатом влияния оных. Никаких solid color слоев, selective colors, brightness’ов и тп.
Доработаем «холодную ваниль»:
Надо ли описывать на словах действия изображенных графиков? Лучше попробуйте это сделать сами, получится, потому что очевидно же.
Зеленые девушки:
Зеленый и желто-зеленый цвет — самый яркий для человеческого восприятия. Поэтому в зеленых тонах светлый характер изображения не смотрится. И кстати обратите внимание, что в композите почти никаких изменений, а ведь оригинальная фотка темненькая.
Собрав все использованные настройки я получил коллекцию вариантов модной обработки с помощью одного-единственного средства: Curves.
Разумеется фотка, выбранная читателем для мучений, может оказаться не такой подходящей как я выбрал, и потребуется первым делом прибить насыщенность (что в кривых сделать можно, но сложно), приглушить явно яркие цвета и все такое. В этом случае легко комбинировать корректирующие слои типа Selective Colors и Hue\Saturation которые идут как вспомогательные и как правило лежат ниже Curves.
Однако цель данного урока — показать самую основу манипуляций с оттенками цвета, поэтому больше примеров не будет, урок окончен, задавайте вопросы.
Ваши статьи очень доходчивы и наглядны. Спасибо большое.
Спасибо 🙂 очень пригодилось