Исходные данные
По итогам мастеркласса по студийной фотосъемке у вас имеется набор фотографий модели (работавшей по контракту TFCD) в формате RAW.
От вас не убудет, если модель получит диск со всеми кадрами съемки до их обработки вне зависимости от художественной ценности снимков. Для вас такие кадры не должны считаться собственно результатом съемки — это лишь сырье, из которого только предстоит получить окончательный продукт. Поэтому не будем томить модель месяцами в ожидании заслуженного вознаграждения и ждать вдохновения для обработки фоток «под продакшн», а приложим все усилия к тому, чтобы приготовить из «равов» пригодные для повседневного использования «джпеги». Копирайты на такие фотки лично я не ставлю (и вам не рекомендую) — модель и так не обладает правом на публикацию этих фотографий кроме как для личного пользования (вы же оформили model release, и модель ведь подписала его, правда?), а демонстрировать свой автограф сотням друзей модели на фото, в качестве которых вы совершенно не уверены, на мой взгляд не разумно.
Итак, нам нужно получить энное количество фотографий в формате jpg(jpeg) для передачи их модели. А ведь это хороший повод, чтобы вглядеться в результат съемки в первом приближении!
Я снимаю на камеры фирмы Canon и для обработки RAW (в данном случае это файлы с расширением CR2) использую предлагаемую производителям бесплатно программу Digital Photo Professional. Даже 7 лет назад, когда я готовил снимки к печати в глянцевом журнале, эта программа уже обгоняла по своим возможностям встроенные плагины конвертеров в графических редакторах. Сейчас же DPP — это мощный инструмент, который с задачей первичной подготовки изображений справляется отлично.
Модели, работающие по контракту TFCD (от английского «Time For CD» — Время за CD (с фотографиями)»), как правило работают из любви к искусству. А искусство предполагает черно-белые снимки. Поэтому даже если идея вашей съемки и не предполагала чб-вариант фотографий, лучше будет подготовить для модели джпеги как в цветном, так и в чернобелом варианте.
Пакетная обработка цветных фотографий
- Выбираем «на глаз» кадр с наиболее общими для всей съемки характеристиками цвета, контрастности, яркости. Открываем его RAW для редактирования настроек (DoubleClick по миниатюре в DPP), и настраиваем. (Рисунок 1.)
- White balance adjustment (Настройка баланса белого). Очень важно определиться с тем, какой баланс белого будет больше соответствовать условиям съемки. Если съемка проходила в студии с использованием моноблоков импульсного света, то скорее всего для баланса белого можно будет оставить автоматические настройки. Если же вас они не удовлетворяют, то рекомендую попробовать выставить числовое значение температуры света. Для наиболее распространенных моноблоков эта температура составляет 5600 °K — от этого значения и начинайте настройку, постепенно смещаясь к значениям, дающим оттенки, лучше соответствующие вашим ожиданиям. Если же и это не помогает, то можно взять пипеткой нейтральный цвет с кадра (только не очень светлый и не очень темный).
Даннаяя съемка проводилась на сером фоне, поэтому использовать участки этого фона для выбора точки серого логично. Именно поэтому я использовал Click white balance. - Brightness adjustment (Настройка яркости). Здесь корректируем экспозицию в диапазоне значений от -2 до +2 (очень похоже на хардверные настройкам +/-2EV, не правда ли?). Кликая справа или слева от ползунка мы сдвигаем его на 1 шаг. Всего в каждую сторону по 12 шагов, в данном случае я оставил экспозицию без изменений.
- Picture Style (Стиль изображения). В подавляющем большинстве случаев я использую стиль Standart. Не буду здесь объяснять почему, выбор профиля — тема для отдельного разговора.
- Contrast (Контрастность). По умолчанию у меня на камере установлена контрастность -1, но на этом снимке я прибавил ее до нуля, чтобы сделать снимок более ярким.
- Highligt (Светлые тона). Эта настройка позволяет приглушить или усилить пересветы. Я пользуюсь ей крайне редко, и в данном случае не использовал.
- Shadow (Тени). Эта настройка приподнимает или углубляет тени. Как видно, я приподнял тени на 1 шаг, чтобы улучшить детализацию волос, потрадавшию в результате повышения контрастности.
- Color tone (Цветовой оттенок). Позволяет делать цветокоррекцию снимка — движение ползунка вправо делает снимок более «зеленым», влево — более «пурпурным». Предпочитаю не использовать это, так как и зеленая и пурпурная кожа мне обычно не нужна.
- Color saturation (Насыщенность цвета). Говорит само за себя. Можно как усилить насыщенность, так и понизить ее. Я в данном случае ничего не трогал.
- Sharpness (Резкость). Название тоже говорит само за себя. Я люблю резкость (возможно сильнее, чем нужно), поэтому ставлю обычно достаточно высокие значения (здесь — 8). Однако если оптика, применявшаяся при съемке, сама по себе дает «звенящую резкость», лучше ставить значение пониже — в районе 4. Если же ваше стеклышко «подмыливает», можно и все 10 поставить.
- Возвращаемся к настройкам яркости. Возможно после коррекции стиля изображения вам необходимо будет понизить или повысить яркость.
- Сохраняем настроенный RAW-файл (Ctrl + S) и закрываем его.
- Чтобы перенести только что выполненные настройки с одного кадра на все остальные, нужно скопировать рецепт (RightClick на миниатюре настроенного файла, Copy recipe to clipboard); выбрать все кадры съемки (Ctrl + A); и применить скопированный рецепт ко всем выбранным файлам (RightClick на миниатюре любого из выбранных файлов, Paste recipe to selected image — вы должны будете подтвердить во всплывающем окне, что действительно хотите применить настройки ко всем выбранным изображениям). Не отменяя выделения всех файлов (или воспользуйтесь снова комбинацией Ctrl + A, если выделение нечаянно отменилось), сохраняем все файлы сразу (Ctrl + S).
- Поочередно открываем в DPP каждый файл съемки. Во-первых, это нужно для проверки экспозиции — маловероятно, чтобы настройки яркости подошли для всех кадров. Во-вторых, и это гораздо важнее, просматривая кадры вы сможете для себя отметить те, что заслуживают внимания для дальнейшей обработки. Кстати, Digital Photo Professional позволяет отмечать понравившиеся кадры цифровыми метками, и это позволит в последствии быстро найти их.
- Пакетная обработка (Batch process). Снова выбираем все файлы (Ctrl + A) и вызываем диалоговое окно пакетной обработки (Ctrl + B). В диплоговом окне пакетной обработки (Рисунок 2.)обращаем внимание на следующие поля:
- Save folder. Путь к папке, в которую будут сохраняться готовые файлы при пакетной обработке.
- File format. Формат файла. В нашем случае должен стоять Exif-JPEG с качеством 8)
- File name. Имя файла. Программа позволяет задать произвольное имя для всей серии, но я настоятельно рекомендую сохранить текущее имя файла — это сэкономит вам кучу времени, когда возникнет необходимость (а она наверняка возникнет) найти исходный raw-файл, соответствующий какому-либо джпегу. Если же вам хочется как-то особо отметить имя серии в именах файлов, то используйте поле String — вписанное туда выражение добавиться к каждому файлу в виде суффикса.
- Кнопка Execute запускает процесс пакетной обработки, и на выходе спустя несколько минут в указанной папке вы получите все кадры съемки в виде файлов в пригодном для передачи модели формате .jpg
Пакетная обработка чернобелых фотографий
- Возвращаемся к тому же самому кадру, что использовали для настройки цветного изображения.
Рисунок 3. - White balance adjustment (Настройка баланса белого). Ничего не меняем относительно того, что было на цветном фото.
- Brightness adjustment (Настройка яркости). Тоже ничего не меняем.
- Picture Style (Стиль изображения). Заменяем стиль Standart на стиль Monochrome— обращаем внимание, что настройки стиля частично «сбросились», а частично заменились на совсем другие, которых не было в стиле Стандарт.
- Contrast (Контрастность). У черно-белого изображения в 65 тысяч раз меньше возможностей для передачи разницы между двумя соседними точками, чем у цветного. Поэтому для придания фотографии большей глубины увеличиваем контрастность — я увеличил ее на 2 шага.
- Highligt (Светлые тона). Без изменений.
- Shadow (Тени). Несмотря на ушедшие в темноту из-за повышения контрастности волосы, ничего не меняю и здесь. Волосы не являются значимым объектом снимка, поэтому для пакетной обработки их детализацией можно пренебречь.
- Вместо Color tone, ползунок которого мы видели при работе с цветным изображением, появился Filter effect (Эффект фильтра). Когда черно-белая фотография господствовала в фотосъемке, для придания большей глубины снимкам использовались цветные фильтры, задерживавшие свет соответствующей части спектра. При этом детализация не страдала, а скорее даже улучшалась. Если использовался красный фильтр, красные предметы на фотографии становились существенно светлее, если зеленый — зеленые. Именно поэтому использование желтого фильтра в настройках (yellow) осветлило кожу, выравняло ее тон и придало полутонам еще большую контрастность и глубину — кожа ведь имеет желтоватый оттенок.
- Toning effect (Тонирование). Еще одна эксклюзивная настройка для монохрома. Позволяет подкрашивать чернобелое монохромное изображение в сепию, голубой или пурпурный тона. В нашем случае это лишнее.
- Sharpness (Резкость). Оставляем как было.
- Сохраняем настроенный RAW-файл (Ctrl + S) и закрываем его.
- Копируем рецепт и переносим на все остальные файлы (как это делается читайте в инструкции по подготовке цветных фотографий для предпросмотра).
- Поочередно открываем в DPP каждый файл съемки для корректировки экспозиции. Как и в случае с цветными фотографиями, отмечайте те кадры, которые покажутся вам перспективными для дальнейшей обработки.
- Используйте пакетную обработку для сохранения получившегося результата (как это делается читайте в инструкции по подготовке цветных фотографий для предпросмотра).