Обработка фотопортрета с расширением динамического диапазона (HDR)

Эта статья написана в виде руководства по обработке фотопортрета с использованием расширения динамического диапазона (HDR). Статья написана на примере обработки одной конкретной фотографии с описанием всех этапов обработки.

Фотография До и После обработки

Фотография До и После обработки

Если вам интересно узнать, как из фотографии «слева» получилась фотография «справа», предлагаю продолжить чтение.

0. Вам понадобится…

Несмотря на то, что я постарался изложить это руководство максимально просто и доступно, для понимания материала требуется опыт работы с цифровой камерой на уровне продвинутого пользователя, и хорошо, если эта камера сделана на заводе Canon (если камера другого производителя, то придется самостоятельно проводить аналогии, что требует еще более высокой квалификации). Кроме этого очень важно хотя бы на базовом уровне разбираться в графическом редакторе Photoshop, и как минимум понимать, как работать со слоями и как пользоваться маской слоя.

Помимо навыков, для успешного освоения материалов данного руководства вам нужна фотография в формате RAW, установленный на компьютере редактор файлов в формате RAW (для файлов с камер Canon — это Digital Photo Professional, программа поставляется вместе со всеми зеркальными камерами Canon EOS, обновления всегда можно скачать с официального сайта Canon) и графический редактор Photoshop версии не ниже 12.0 (CS 5) (пробную версию можно скачать с официального сайта Adobe).

1. Выбор баланса белого и другие настройки

Выбор баланса белого — ключевой этап в работе с изображением. Если баланс белого выбран верно, то все нейтральные тона, которые вы видели в реальности, нейтральными же и будут на вашем снимке. Проверить нейтральность оттенка в фотошопе очень просто — снимите пипеткой показания цвета с участка изображения и затем проверьте параметры полученного цвета: в палитре RGB все три числа его составляющих должны быть одинаковыми, например 128/128/128.

Для чего нам нужно правильно выбрать баланс белого? Когда мы уверены, что серое на нашем фото — это серое, а не серо-голубое или розово-серое, то мы можем быть уверены и в том, что и все остальные цвета на снимке соответствуют тем, что в жизни. Мой опыт использования камер Canon говорит о том, что их матрицы всегда немного «краснят» фотографии, то есть то, что камера видит как идеально серое, на снимке получается немного срозова. В случае с портретами людей это приводит к обилию «поросячьих» оттенков на коже человека, что производит впечатление нездоровья кожи и потому не делает потрет прекраснее. Наоборот, здоровая кожа — это по нынешним временам кожа загорелая, а значит имеющая желтовато-коричневый оттенок.

Исходные настройки RAW-файла

Рисунок 1. Справа от фотографии можно увидеть настройки RAW-файла, с которыми был снят этот портрет. Условия съемки: 1 источник света (моноблок Hansel 500 Дж с насадкой Beauty Dish); камера Canon EOS 40D, объектив EF50mm f/1.4 USM; настройки экспозиции: выдержка 1/160, диафрагма 5.6; чувствительность матрицы (ISO) 100.

Открываем исходный RAW файл (для Canon это фалы с расширением .cr2) в Digital Photo Professional (далее — DPP).

Выбирая баланс белого сначала лучше использовать встроенные алгоритмы. Если фотосъемка проводилась при искусственном импульсном освещении, то можно попробовать выставить числовое значение температуры света. Для наиболее распространенных моноблоков эта температура составляет 5600 °K — от этого значения и начинайте настройку, постепенно смещаясь к значениям, дающим оттенки, лучше соответствующие вашим ожиданиям.

Если результат не удовлетворяет, ищите нейтральный цвет пипеткой (Click white balance) — асфальт или бетон, теневые участки белой рубашки, или как на этом снимке серый бумажный фон. Сканировать пипеткой очень темные и очень светлые участки — неправильно, это может привести к нежелательным искажениям. Тем более нельзя использовать в качестве образца для нейтрального цвета блики — они при любом балансе белого должны сохранять полное отсутствие какого-либо цвета.

Если результат все равно не устраивает, возвращайтесь ко встроенным алгоритмам и выставляйте автоматический режим — хуже не будет точно, а цветокоррекцию при необходимости можно будет провести и в графическом редакторе.

Установив баланс белого, настраиваем и другие параметры RAW. Как именно был настроен в итоге RAW,представленного здесь портрета, смотрите на рисунке 2.

Базовые настройки RAW для портрета

Рисунок 2. Базовые настройки RAW. Сравните их с настройками исходного файла, чтобы понять, что именно было изменено.
За спиной у девушки серый бумажный фон — баланс белого взят по клику на нем (я счел это допустимым, так как фон на исходном изображении совсем не такой темный, как вышло у меня в итоге).

2. Расширение динамического диапазона

Человеческий глаз видит 20 ступеней (полутонов) изображения. Матрица цифрового фотоаппарата — всего 8. Но формат RAW позволяет обойти это ограничение, так как способен запоминать экспозицию для каждой из 8 ступеней без потери качества. Используем это для расширения динамического диапазона нашей фотографии, чтобы сделать ее не такой плоской, как она получилась сначала.

Для начала произведем конверсию настроенного файла RAW в файл формата .tif. Обращаю внимание, что сохранять файл нужно с качеством 16 бит на канал, а не 8, как это обычно делают. Да, файл получится в 2 раза больше, но зато вы будете полностью застрахованы от нехватки информации в каналах при работе с кривыми в графическом редакторе.

Далее сделаем еще 2 копии того же самого файла, но уже с другими настройками RAW. Первый фал сделаем на 2 ступени светлее базового. Второй — на 2 ступени темнее. Сохраним файлы с этими настройками так же в .tif с 26 битами на канал. Рисунки 3-4.

Рисунок 3. Настройки полностью повторяют настройки на рисунке 2, за исключением Brightness adjustment — ползунок этого параметра сместился на две ступени вверх

Рисунок 4. Настройки полностью повторяют настройки на рисунке 2, за исключением Brightness adjustment — ползунок этого параметра сместился на две ступени вниз

Открываем все три файла tif в графическом редакторе Photoshop. Файл, , полученный при конверсии raw с базовыми настройками, используем как основной, с двух других файлов делаем дубликаты слоев в этот основной файл (это будут корректирующие слои) и закрываем черными масками, как показано на рисунке 5. Черные маски растворяют изображения слоев, так что их совершенно не видно, а видно только задний план.

Три слоя для расширения динамического диапазона вместе в одном файле

Рисунок 5. После того, как дубликаты темного и светлого вариантов фотографии будут добавлены поверх основного варианта, их нужно закрыть черными масками

Рисуя белой кистью по черной маске «проявляем» нужные нам участки корректирующих изображений: используем темное изображение, чтобы приглушить пересветы и усилить тени; используем светлое изображение, чтобы поднять тени и усилить блики.

Маска светлого корректирующего слоя

Рисунок 6. Маска светлого корректирующего слоя. Белой кистью с прозрачностью от 20% до 50% наносим мазки в тех местах маски, где нужно проявить светлый вариант фото. Обратите внимание на глаза — белки и зрачки практически ан 100% взяты со светлого слоя.

Маска темного корректирующего слоя

Рисунок 7. Маска темного корректирующего слоя. Белой кистью с прозрачностью от 20% до 50% наносим мазки в тех местах маски, где нужно проявить темный вариант фото. Обратите внимание на скулы — я достаточно сильно затемнил их, и лицо стало выглядеть не таким плоским, как на исходном изображении.

На заметку!

При необходимости придать большую глубину композиции можно добавить еще одно корректирующее изображение — для заднего плана. Это будет особенно уместно для портрета в интерьере. Для заднего плана берем изображение с нормальными параметрами экспозиции (основное) и понижаем ему резкость. Такой прием позволит еще больше подчеркнуть объекты, находящиеся в зоне резкости, а задний план фотографии будет выглядеть мягче и естественнее.

После окончания этого этапа обработки сливаем слои изображения, чтобы не затруднять себе в дальнейшем обработку необходимостью компьютеру держать в памяти слои, к обработке которых вы в 99% случаях уже не вернетесь. Так же, если необходимо, по завершении этого этапа имеет смысл выполнить и кадрирование.

Результат расширения динамического диапазона (HDR)

Рисунок 8. Вот какое изображение получилось после склейки всех слоев, принимавших участие в расширении динамического диапазона (HDR)

3. Пластика

Не стоит относиться к пластике, как к чему-то противозаконному в обработке фотографий: при правильном использовании ни заказчик, ни даже модель могут никогда и не догадаться, что на фото было скорректировано (Рисунок 9).

До и после пластики

Рисунок 9. На фото слева изображение до изменения пластики. Справа — результат изменения пластики фильтром Liquify. Изменения столь не значительны, что их не сразу видно, однако эти изменения существенно улучшили снимок.

Пластика на больших файлах создает огромную нагрузку на ресурсы компьютера, порой картинка даже может оказаться не отзывчивой, что не самым лучшим образом сказывается на качестве работы. Однако фильтр пластики позволяет сохранять сетку с результатами произведенных искажений, и применять эту сетку к любому другому изображению. Поэтому для корректировки пластики сохраняем копию обрабатываемого изображения в уменьшенном виде (2000 px по длинной стороне вполне достаточно). В процессе корректировки можно сохранять и промежуточные версии сетки, чтобы в случае необходимости можно было «откатить» неудачные изменения без потери удачных.

После получения сетки в окончательном варианте, открываем исходное изображение, вызываем интерфейс фильтра пластики и загружаем в него сохраненную ранее сетку. Если пропорции снимка полностью совпадают, полностью совпадут и полученные на выходе корректировки пластики.

Мелкие корректировки можно делать и на большом снимке — в таком случае лучше выделять требующую корректировки область, чтобы не загружать в фильтр все изображение целиком.

Если по результатам изменения пластики у вас в файле образовалось несколько слоев, их лучше слить в один — эти слои вам тоже скорее всего уже не понадобятся.

4. Исправление дефектов кожи

Для исправления дефектов кожи в графическом редакторе лучше использовать инструмент Восстанавливающая кисть (Healing Brush, или в просторечье — «пластырь»). Если дефект лежит близко к границам и линиям, то пластырь бывает использовать невозможно, и на помощь приходит другой инструмент — штамп. Рисунок 10.

Настройки восстанавливающей кисти (healing brush)

Рисунок 10. На скриншоте можно увидеть настройки восстанавливающей кисти (Healing brush), которые использовал я при устранении дефектов кожи

Лицо молодой девушки Аси почти не содержало дефектов кожи, поэтому останавливаться на этом подробнее нет никакого смысла. Отмечу только, что у подавляющего числа людей имеются не очень красивые затемнения под глазами. Если над этими затемнениями не колдовал визажист, сгладьте их при помощи штампа с настройками непрозрачности 5-10%. Результат удаления дефектов при помощи пластыря и штампа смотрите на рисунке 11.

Удалили дефекты кожи

Рисунок 11. Результат удаления дефектов кожи при помощи «пластыря» и «штампа» (инструменты Healing Brush, Stamp)

5. Цветокоррекция

Получив при настройке баланса белого приятный глазу цвет лица, я пожертвовал цветом зубов модели — они пожелтели. Желтые зубы — это некрасиво, поэтому нужно скорректировать их цвет, тем более что в реальной жизни они не желтые, а белые. Кроме этого в процессе работы я обратил внимание, что нижняя часть лица слишком сильно освещена.

Чтобы изменить оттенок эмали зубов, выделяем их (я использовал многоугольное лассо), растушевываем выделение, чтобы не получить резких границ цвета, и используем инструмент Кривые (Curves) в режиме маски. В канале «Blue» понижаем количество краски, благодаря чем зубы избавляются от неприятно выглядящего желтого оттенка эмали (рисунок 12). Понять, почему для устранения желтого оттенка нужно вносить изменения в голубом канале вам поможет статья Управление оттенками цвета цифровой фотографии. 

Корректировка цвета зубов в фотошоп

Рисунок 12. Выделив зубы создаем корректирующий слой, где инструментом кривые (Curves) немного осветляем голубой канал (Blue) в средней части гистограммы. Такой прием позволяет понизить количество желтой краски в выделенной области

Для затемнения нижней части лица пользуемся абсолютно тем же приемом, что и в главе 2. Расширение динамического диапазона. Только вместо темной копии изображения используем корректирующий кривые в сторону затемнения слой. Рисунок 13.

Корректировка цвета лица

Рисунок 13. Чтобы немного затемнить нижнюю часть лица, на корректирующем слое кривую опускаем немного вниз для всех каналов изображения. Используем маску, чтобы проявить затемнение только там, где это необходимо

6. Резкость

Существует много способов добавить резкости всему снимку или его части.

Помимо выставления резкости при обработке файла RAW, я обычно использую для этих целей еще и фильтр highpass с последующим наложением получившегося слоя поверх основного в режиме softlight. Этот способ удобен тем, что позволяет маскировать при необходимости отдельные части придающего резкость слоя.

Делаем дубликат слоя и применяем к дубликату фильтр Highpass с настройками радиуса, близкими к 2 px (рисунок 14).

Настройки фильтра Highpass для придания фотографии резкости

Рисунок 14. Настройки фильтра Highpass для придания фотографии резкости

К полученному изображению применяем режим наложения Soft Light, и наблюдаем, насколько резче стал снимок (рисунок 15).

Применение наложения Softlight к результату действия фильтра Highpass для придания резкости

Рисунок 15. Применение наложения Softlight к результату действия фильтра Highpass для придания резкости изображению

Для придания большей объемности изображению маскируем получившуюся резкость на периферийных частях кадра (рисунок 16).

Рисунок 16. На слой, отвечающий за резкость, накладываем маску и черной кистью с настройками непрозрачности от 20% до 50% убираем резкость в тех местах, где она не нужна

7. Тонирование кожи (коричневый загар)

Снова сливаем все слои в один и создаем 2 копии получившегося слоя. Верхний слой отключаем, а средний обесцвечиваем (ИЗОБРАЖЕНИЕ (Image) -> КОРРЕКЦИЯ (Adjustment) -> ЧЕРНО-БЕЛЫЙ (Black & White)). В настройках при этом снижаем красный и желтый цвета, чтобы кожа получилась темнее и контрастнее — рисунок 17.

Делаем красивый загар на коже

Рисунок 17. Можно провести все необходимые манипуляции и непосредственно на слое, содержащем копию изображения. Но я предпочитаю подобные корректирующие действия проводить через слой-маску — это позволяет делать корректировки настроек нескончаемое число раз

Включаем верхний слой и устанавливаем для него режим наложения «Цветность» (Color) — рисунок 18. Затем сливаем вместе верхние слои.

Делаем шоколадный загар

Рисунок 18. Режим наложения Color для слоя, лежащего поверх специально-подготовленного черно-белого слоя, дает прекрасную заготовку шоколадного загара.

Получившийся слой с коричневым загаром маскируем, и белой кистью проявляем загар в нужных местах, особое внимание уделяя излишне розовым местам и теневым участкам — рисунок 19.

Так выглядит маска для слоя с шоколадным загаром

Рисунок 19. Так выглядит маска для слоя с «шоколадным загаром». Как видно, я проявил больше загара на скулах и подчеркнул естественный рельеф лица.

Результат проведенного тонирования снимка под шоколадный загар хорошо видно на рисунке 20: снимок стал еще чуточку объемнее.

Результат нанесения шоколадного загара на фото

Рисунок 20. На этих двух фото можно оценить эффект от нанесения «шоколадного загара». Слева — портрет до нанесения «загара». Справа — после.

8. Красивое обесцвечивание

Можно обеспечивать фотографии и простой корректировкой насыщенности в HSV. Но такой подход «в лоб» лишает снимок контрастности и объема — то есть всего того, за что мы боролись до этого. И значит мы пойдем другим путем.

Для начала сливаем слои. Создаем корректирующий слой «Микширование каналов», и в его настройках добавляем в процентном соотношении зеленый и синий каналы и убираем красный так, чтобы в сумме получилось 100%. При выполнении микширования должна быть установлена установлена галочка «Монохромный». Уменьшаем прозрачность корректирующего слоя до 20%.

На рисунке 21 можно увидеть, какие именно настройки были приведены в данном случае. Также там видно, что я скопировал корректирующий слой, чтобы еще больше обесцветить второй план фотографии. Удовлетворившись результатом, снова сливаем все слои.

Красивое обесцвечивание фото

Рисунок 21. Обесцвечивание фотографии с использованием особым образом настроенного черно-белого изображения, позволяет сохранить контрастность и объемность снимка и при этом придать цветной фотографии изысканность черно-белой

BONUS-TRACK. Делаем черно-белый снимок

Несложно догадаться, что приводя цветную фотографию к черно-белой через микширование каналов, можно обесцветить снимок не только на 20%, но и на все 100%. Правда для этого снимка одного микширования оказалось недостаточно — взглянув на гистограмму я обратил внимание, что часть и без того короткого черно-белого диапазона «провалилась» в ноль, и при помощи инструмента «Кривые» (Curves) «выбросил» не содержащую информации честь гистограммы. В результате общая контрастность снимка существенно выросла, и фотография получила необходимую для монохрома объемность. Рисунок 22.

Делаем черно-белое фото из цветного

Рисунок 22. Чтобы сделать из цветного фото черно-белое, я использовал не только микширование каналов, но еще и повысил общую контрастность снимка, скорректировав кривую гистограммы.

Благодарности

Помимо личного опыта, в написании этой статьи в частности и при обработке фотографий вообще мне очень помогли (помогают) знания, полученные из учебника по цветокоррекции Дэна Моргулиса и из статей нашего замечательного цифрового фотографа Андрея Разумовского, публикуемых им в журнале IZDATO.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *