Эта статья написана в виде руководства по обработке фотопортрета с использованием расширения динамического диапазона (HDR). Статья написана на примере обработки одной конкретной фотографии с описанием всех этапов обработки.
Если вам интересно узнать, как из фотографии «слева» получилась фотография «справа», предлагаю продолжить чтение.
0. Вам понадобится…
Несмотря на то, что я постарался изложить это руководство максимально просто и доступно, для понимания материала требуется опыт работы с цифровой камерой на уровне продвинутого пользователя, и хорошо, если эта камера сделана на заводе Canon (если камера другого производителя, то придется самостоятельно проводить аналогии, что требует еще более высокой квалификации). Кроме этого очень важно хотя бы на базовом уровне разбираться в графическом редакторе Photoshop, и как минимум понимать, как работать со слоями и как пользоваться маской слоя.
Помимо навыков, для успешного освоения материалов данного руководства вам нужна фотография в формате RAW, установленный на компьютере редактор файлов в формате RAW (для файлов с камер Canon — это Digital Photo Professional, программа поставляется вместе со всеми зеркальными камерами Canon EOS, обновления всегда можно скачать с официального сайта Canon) и графический редактор Photoshop версии не ниже 12.0 (CS 5) (пробную версию можно скачать с официального сайта Adobe).
1. Выбор баланса белого и другие настройки
Выбор баланса белого — ключевой этап в работе с изображением. Если баланс белого выбран верно, то все нейтральные тона, которые вы видели в реальности, нейтральными же и будут на вашем снимке. Проверить нейтральность оттенка в фотошопе очень просто — снимите пипеткой показания цвета с участка изображения и затем проверьте параметры полученного цвета: в палитре RGB все три числа его составляющих должны быть одинаковыми, например 128/128/128.
Для чего нам нужно правильно выбрать баланс белого? Когда мы уверены, что серое на нашем фото — это серое, а не серо-голубое или розово-серое, то мы можем быть уверены и в том, что и все остальные цвета на снимке соответствуют тем, что в жизни. Мой опыт использования камер Canon говорит о том, что их матрицы всегда немного «краснят» фотографии, то есть то, что камера видит как идеально серое, на снимке получается немного срозова. В случае с портретами людей это приводит к обилию «поросячьих» оттенков на коже человека, что производит впечатление нездоровья кожи и потому не делает потрет прекраснее. Наоборот, здоровая кожа — это по нынешним временам кожа загорелая, а значит имеющая желтовато-коричневый оттенок.
Открываем исходный RAW файл (для Canon это фалы с расширением .cr2) в Digital Photo Professional (далее — DPP).
Выбирая баланс белого сначала лучше использовать встроенные алгоритмы. Если фотосъемка проводилась при искусственном импульсном освещении, то можно попробовать выставить числовое значение температуры света. Для наиболее распространенных моноблоков эта температура составляет 5600 °K — от этого значения и начинайте настройку, постепенно смещаясь к значениям, дающим оттенки, лучше соответствующие вашим ожиданиям.
Если результат не удовлетворяет, ищите нейтральный цвет пипеткой (Click white balance) — асфальт или бетон, теневые участки белой рубашки, или как на этом снимке серый бумажный фон. Сканировать пипеткой очень темные и очень светлые участки — неправильно, это может привести к нежелательным искажениям. Тем более нельзя использовать в качестве образца для нейтрального цвета блики — они при любом балансе белого должны сохранять полное отсутствие какого-либо цвета.
Если результат все равно не устраивает, возвращайтесь ко встроенным алгоритмам и выставляйте автоматический режим — хуже не будет точно, а цветокоррекцию при необходимости можно будет провести и в графическом редакторе.
Установив баланс белого, настраиваем и другие параметры RAW. Как именно был настроен в итоге RAW,представленного здесь портрета, смотрите на рисунке 2.
2. Расширение динамического диапазона
Человеческий глаз видит 20 ступеней (полутонов) изображения. Матрица цифрового фотоаппарата — всего 8. Но формат RAW позволяет обойти это ограничение, так как способен запоминать экспозицию для каждой из 8 ступеней без потери качества. Используем это для расширения динамического диапазона нашей фотографии, чтобы сделать ее не такой плоской, как она получилась сначала.
Для начала произведем конверсию настроенного файла RAW в файл формата .tif. Обращаю внимание, что сохранять файл нужно с качеством 16 бит на канал, а не 8, как это обычно делают. Да, файл получится в 2 раза больше, но зато вы будете полностью застрахованы от нехватки информации в каналах при работе с кривыми в графическом редакторе.
Далее сделаем еще 2 копии того же самого файла, но уже с другими настройками RAW. Первый фал сделаем на 2 ступени светлее базового. Второй — на 2 ступени темнее. Сохраним файлы с этими настройками так же в .tif с 26 битами на канал. Рисунки 3-4.
Открываем все три файла tif в графическом редакторе Photoshop. Файл, , полученный при конверсии raw с базовыми настройками, используем как основной, с двух других файлов делаем дубликаты слоев в этот основной файл (это будут корректирующие слои) и закрываем черными масками, как показано на рисунке 5. Черные маски растворяют изображения слоев, так что их совершенно не видно, а видно только задний план.
Рисуя белой кистью по черной маске «проявляем» нужные нам участки корректирующих изображений: используем темное изображение, чтобы приглушить пересветы и усилить тени; используем светлое изображение, чтобы поднять тени и усилить блики.
На заметку!
При необходимости придать большую глубину композиции можно добавить еще одно корректирующее изображение — для заднего плана. Это будет особенно уместно для портрета в интерьере. Для заднего плана берем изображение с нормальными параметрами экспозиции (основное) и понижаем ему резкость. Такой прием позволит еще больше подчеркнуть объекты, находящиеся в зоне резкости, а задний план фотографии будет выглядеть мягче и естественнее.
После окончания этого этапа обработки сливаем слои изображения, чтобы не затруднять себе в дальнейшем обработку необходимостью компьютеру держать в памяти слои, к обработке которых вы в 99% случаях уже не вернетесь. Так же, если необходимо, по завершении этого этапа имеет смысл выполнить и кадрирование.
3. Пластика
Не стоит относиться к пластике, как к чему-то противозаконному в обработке фотографий: при правильном использовании ни заказчик, ни даже модель могут никогда и не догадаться, что на фото было скорректировано (Рисунок 9).
Пластика на больших файлах создает огромную нагрузку на ресурсы компьютера, порой картинка даже может оказаться не отзывчивой, что не самым лучшим образом сказывается на качестве работы. Однако фильтр пластики позволяет сохранять сетку с результатами произведенных искажений, и применять эту сетку к любому другому изображению. Поэтому для корректировки пластики сохраняем копию обрабатываемого изображения в уменьшенном виде (2000 px по длинной стороне вполне достаточно). В процессе корректировки можно сохранять и промежуточные версии сетки, чтобы в случае необходимости можно было «откатить» неудачные изменения без потери удачных.
После получения сетки в окончательном варианте, открываем исходное изображение, вызываем интерфейс фильтра пластики и загружаем в него сохраненную ранее сетку. Если пропорции снимка полностью совпадают, полностью совпадут и полученные на выходе корректировки пластики.
Мелкие корректировки можно делать и на большом снимке — в таком случае лучше выделять требующую корректировки область, чтобы не загружать в фильтр все изображение целиком.
Если по результатам изменения пластики у вас в файле образовалось несколько слоев, их лучше слить в один — эти слои вам тоже скорее всего уже не понадобятся.
4. Исправление дефектов кожи
Для исправления дефектов кожи в графическом редакторе лучше использовать инструмент Восстанавливающая кисть (Healing Brush, или в просторечье — «пластырь»). Если дефект лежит близко к границам и линиям, то пластырь бывает использовать невозможно, и на помощь приходит другой инструмент — штамп. Рисунок 10.
Лицо молодой девушки Аси почти не содержало дефектов кожи, поэтому останавливаться на этом подробнее нет никакого смысла. Отмечу только, что у подавляющего числа людей имеются не очень красивые затемнения под глазами. Если над этими затемнениями не колдовал визажист, сгладьте их при помощи штампа с настройками непрозрачности 5-10%. Результат удаления дефектов при помощи пластыря и штампа смотрите на рисунке 11.
5. Цветокоррекция
Получив при настройке баланса белого приятный глазу цвет лица, я пожертвовал цветом зубов модели — они пожелтели. Желтые зубы — это некрасиво, поэтому нужно скорректировать их цвет, тем более что в реальной жизни они не желтые, а белые. Кроме этого в процессе работы я обратил внимание, что нижняя часть лица слишком сильно освещена.
Чтобы изменить оттенок эмали зубов, выделяем их (я использовал многоугольное лассо), растушевываем выделение, чтобы не получить резких границ цвета, и используем инструмент Кривые (Curves) в режиме маски. В канале «Blue» понижаем количество краски, благодаря чем зубы избавляются от неприятно выглядящего желтого оттенка эмали (рисунок 12). Понять, почему для устранения желтого оттенка нужно вносить изменения в голубом канале вам поможет статья Управление оттенками цвета цифровой фотографии.
Для затемнения нижней части лица пользуемся абсолютно тем же приемом, что и в главе 2. Расширение динамического диапазона. Только вместо темной копии изображения используем корректирующий кривые в сторону затемнения слой. Рисунок 13.
6. Резкость
Существует много способов добавить резкости всему снимку или его части.
Помимо выставления резкости при обработке файла RAW, я обычно использую для этих целей еще и фильтр highpass с последующим наложением получившегося слоя поверх основного в режиме softlight. Этот способ удобен тем, что позволяет маскировать при необходимости отдельные части придающего резкость слоя.
Делаем дубликат слоя и применяем к дубликату фильтр Highpass с настройками радиуса, близкими к 2 px (рисунок 14).
К полученному изображению применяем режим наложения Soft Light, и наблюдаем, насколько резче стал снимок (рисунок 15).
Для придания большей объемности изображению маскируем получившуюся резкость на периферийных частях кадра (рисунок 16).
7. Тонирование кожи (коричневый загар)
Снова сливаем все слои в один и создаем 2 копии получившегося слоя. Верхний слой отключаем, а средний обесцвечиваем (ИЗОБРАЖЕНИЕ (Image) -> КОРРЕКЦИЯ (Adjustment) -> ЧЕРНО-БЕЛЫЙ (Black & White)). В настройках при этом снижаем красный и желтый цвета, чтобы кожа получилась темнее и контрастнее — рисунок 17.
Включаем верхний слой и устанавливаем для него режим наложения «Цветность» (Color) — рисунок 18. Затем сливаем вместе верхние слои.
Получившийся слой с коричневым загаром маскируем, и белой кистью проявляем загар в нужных местах, особое внимание уделяя излишне розовым местам и теневым участкам — рисунок 19.
Результат проведенного тонирования снимка под шоколадный загар хорошо видно на рисунке 20: снимок стал еще чуточку объемнее.
8. Красивое обесцвечивание
Можно обеспечивать фотографии и простой корректировкой насыщенности в HSV. Но такой подход «в лоб» лишает снимок контрастности и объема — то есть всего того, за что мы боролись до этого. И значит мы пойдем другим путем.
Для начала сливаем слои. Создаем корректирующий слой «Микширование каналов», и в его настройках добавляем в процентном соотношении зеленый и синий каналы и убираем красный так, чтобы в сумме получилось 100%. При выполнении микширования должна быть установлена установлена галочка «Монохромный». Уменьшаем прозрачность корректирующего слоя до 20%.
На рисунке 21 можно увидеть, какие именно настройки были приведены в данном случае. Также там видно, что я скопировал корректирующий слой, чтобы еще больше обесцветить второй план фотографии. Удовлетворившись результатом, снова сливаем все слои.
BONUS-TRACK. Делаем черно-белый снимок
Несложно догадаться, что приводя цветную фотографию к черно-белой через микширование каналов, можно обесцветить снимок не только на 20%, но и на все 100%. Правда для этого снимка одного микширования оказалось недостаточно — взглянув на гистограмму я обратил внимание, что часть и без того короткого черно-белого диапазона «провалилась» в ноль, и при помощи инструмента «Кривые» (Curves) «выбросил» не содержащую информации честь гистограммы. В результате общая контрастность снимка существенно выросла, и фотография получила необходимую для монохрома объемность. Рисунок 22.
Благодарности
Помимо личного опыта, в написании этой статьи в частности и при обработке фотографий вообще мне очень помогли (помогают) знания, полученные из учебника по цветокоррекции Дэна Моргулиса и из статей нашего замечательного цифрового фотографа Андрея Разумовского, публикуемых им в журнале IZDATO.