Беседа с заказчиком (опорный материал)

В мае 2012 года мне повезло принять участие в DUMP-IT в Екатеринбурге, где Алексей Кулаков и Фил Смирнов дали очень хороший мастер-класс по проектированию. В частности, был подробно рассмотрен вопрос взаимоотношений с заказчиком. Творчески переработав раздаточный материал и то, что в памяти осталось, я постарался написать для себя «болванки» карточки беседы с заказчиком и карточки персонажа.

Карточка для беседы с заказчиком сайта

Определяем цели

1. Что это? Опишите ваш продукт в одно-два предложения.

Это самый сложный пункт. Проясняя его, можно заполнить все остальные пункты почти полностью. Формулировать обычно приходится самим, важно только добиться полного согласия с формулировкой заказчика. Если заказчик никак не соглашается с формулировкой, скорее всего, приложено недостаточно усилий, чтобы понять заказчика.

2. Кому это нужно? Кратко опишите целевую аудиторию.

Здесь собираем предварительную информацию для построения портретов ЦА.

3. Каков наш рынок? Кто наши конкуренты (прямые и не прямые)? Как мы от них отличаемся? Как будем привлекать пользователей продукта?

Важно отстраниться полностью от понятий типа «мы такие же, только лучше» — нужно найти принципиальное отличие. Привлечение интересует в контексте планируемой стратегии продвижения.

4. Бизнес-модель. Что продаем, что покупаем? На что основные затраты?

Понимание бизнес-модели важно для правильного и адекватного включения сайта в бизнес-процессы.

5. Команда проекта. У кого какая мотивация? Кто за что отвечает?

Перечислить весь задействованный персонал проекта (как внутренние специалисты, так и аутсорсеры); сферы ответственности и мотивации на реализацию этого проекта.

Выясняем, какими ресурсами мы располагаем, каких специалистов из персонала заказчика и к каким работам можно будет привлечь, каких специалистов еще необходимо будет привлечь для реализации проекта и каких сотрудников необходимо будет подготовить для дальнейшего управления сайтом со стороны заказчика.

6. Метрики успеха. Как понимаем, что все идет успешно? Какие показатели контролируем?

Имеются в виду не метрики успеха работы над проектом, а метрики успеха самого проекта после запуска. Выясняем у заказчика его критерии, фиксируем их максимально полно. Это необходимо для того, чтобы разработать проект, способный достигнуть требуемых метрических показателей с минимумом дополнительных затрат.

Карточка портрета яркого представителя целевой аудитории

Уточняем целевую аудиторию

После заполнения данных по целям, необходимо договориться с заказчиком о целевой аудитории сайта. Для этого необходимо совместно с заказчиком определить персонажи, которые олицетворяют ЦА, и «оживить» их, описать их так подробно, чтобы их словесный портрет вызывал образ вполне «живого» человека. В последствии портреты пригодятся для разрешения спорных ситуаций с заказчиком: апеллировать в них мы будем не к частному мнению заказчика или разработчика, а к воображаемому мнению прописанного нами персонажа.

1. Псевдоним.

Дайте своему персонажу рабочий псевдоним, указывающий на его принадлежность когорте – части ЦА, которую можно явно выделить от других частей ЦА.

2. Имя.

Дайте своему персонажу настоящее имя. Имя должно полностью соответствовать социальному статусу персонажа. Это же касается и других метрик.

3. Возраст.

4. Пол.

5. Где живет.

Место проживания существенно влияет на складывающиеся привычки и повседневное поведение. Житель мегаполиса очень сильно отличается от жителя хутора. Если для проекта это важно, то необходимо указать и то, какое именно жилье.

6. Семья.

Женат (замужем) или нет, число детей и прочих близких родственников, проживающих совместно с персонажем.

7. Фото.

Нарисуйте портрет или просто позаимствуйте фото из Интернета.

8. Работа (учеба).

9. Предпочтения, привычки.

10. Целевые расходы.

Постарайтесь оценить средний уровень расходов персонажа за год, связанных с покупкой ваших или аналогичных и продуктов.

11. Какая польза интересует персонажа в вашем продукте?

12. Как привлечь внимание персонажа? Где бывает? Что смотрит/слушает?

Какие каналы связи с персонажем нам нужно использовать, чтобы привлечь его на наш сайт.

Беседа с заказчиком (опорный материал): 2 комментария

  1. Мда.. В любом деле главное — не спешить. Не прошло и полгода, а вот уже и материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *